Как современные школьные предметы готовят к профессиям будущего

Каждый выпускник школы задумывается над тем, как сложится его дальнейшая жизнь, и в каком направлении он будет работать и развиваться. При этом между «будущей профессией» и «профессией будущего» может быть большая разница. Та специальность, о которой мечтает сегодняшний первоклашка, к моменту окончания школы может потерять актуальность на рынке труда. Одни профессии постепенно исчезают, другие – рождаются и активно развиваются. Вполне возможно, что пройдет десять лет и переводчиков полностью заменят приложения на смартфонах, а среди вакансий появится, например, «экоаналитик в строительстве». Что же нужно для того, чтобы сделать перспективную и интересную профессию будущего своей? Ответы на все вопросы знает Дмитрий Виноградов, директор Exupery InternationalSchool (EIS).

Быть готовым менять профессии

Сегодня мир меняется стремительно, поэтому нужно быть гибким и готовым несколько раз в течение жизни поменять профессию, научиться чему-то новому. Какие специальности будут актуальны? Мы видим, что умение использовать цифровые технологии становится неотъемлемой частью нашей жизни и большинства профессий. Айтишники будут востребованы и в будущем. При этом даже они иногда опасаются, что останутся без работы.Например, тестировщики считают, что их заменит искусственный интеллект. Выход из этой ситуации один – при выборе профессии сделать акцент на тех навыках, которые пользуются спросом в настоящем, будут интересны и помогут сделать успешную профессиональную карьеру.

В этой связи все большее значение приобретают не конкретные знания, а «мягкие» навыки (softskills), от развития которых зависит карьерный успех. Это креативность, умение критически мыслить и комплексно решать задачи, успешно общаться с другими людьми и руководить, а также быть гибкими в эпоху перемен и проявлять эмоциональный интеллект. Именно это поможет в будущем найти свое призвание в любой области, которая на тот момент будет востребована.

От пользователя – к изобретателю

В нашей школе мы прикладываем все усилия, чтобы среди выпускников было больше новаторов и изобретателей. Неважно, какие появятся профессии, необходимость в людях, способных создавать новое, будет всегда. Но для этого необходим определенный склад ума и база знаний. Мы выбрали направление, известное как STEAM – science, tech, engineering, art, math. Именно широкий круг разнообразных знаний, разностороннее развитие сможет в полной мере развить ваши способности к инновациям и позволит смотреть на окружающий мир не с точки зрения пользователя, а с позиции изобретателя.

Обладая более чем 20-летним опытом работы в школе, я вижу свою задачу в том, чтобы показать старшеклассникам: в мире еще не все создано, есть масса задач, которые ждут своего решения. Мы живем в эпоху информационного изобилия, постоянно появляются новшества, которые обычному человеку бывает сложно даже понять. Кажется, что все уже придумано: есть же iPhone, крутые 3D-игры, виртуальная реальность – вот они шедевры и предел мечтаний… Но это не совсем так.

Передовые экономисты говорят, что грядет эпоха глобальной автоматизации, и людям пора задуматься о своем месте в мире BigData и искусственного интеллекта. Обращу ваше внимание на то, что всеми этими передовыми технологиями будут управлять люди. Они должны откуда-то появиться, ими можете стать и вы! Это не сложно, а но потребуется предварительная подготовка.

Семь предметов для достижения успеха

Что касается современных предметов, то возможность их правильного выбора – первый шаг на пути к успеху. Мы предлагаем сконцентрироваться на четырех-семи направлениях. Почему именно семь, а не больше?

Выбирая предметы, учащийся концентрирует свое внимание и усилия на той области знаний, в которой хочет развиваться. Есть известное правило 10 000 часов, которые человек должен посвятить выбранному делу, чтобы стать настоящим специалистом. Если у вас есть выбор и осознанный подход, то вы начинаете по-другому относиться к принятому решению. Здесь проявляется активная позиция, ответственность и уважение к своему выбору.

Математика и английский язык остаются классическим фундаментом знаний в международной школе. Можно и нужно красиво рисовать или показывать высокие результаты в спорте, но, если ученика будут оценивать, чаще всего обратят внимание на академические результаты по математике и английскому.

Однако сейчас в школьном расписании появляются новые предметы. Например, мы собираемся предлагать старшеклассникам Design Technology. Это перспективное направление, которое как раз развивает изобретательство. Появляется много непривычных нам «синтетических» предметов, объединяющих знания из нескольких областей. Дизайн – отличный пример. Например, чтобы напечатать или выточит  3D-модель нужен не только расчет, но и креативность. Мы планируем открыть у себя fablab-лабораторию, где ученики будут обучаться именно этому предмету.

Еще одна программа, развивающая важные для будущих новаторов навыки, – Robotics. Специалисты рекомендуют преподавать эту программу, начиная с детского сада. Это один из первых шагов к развитию инженерного мышления. Как иллюстрацию можно взять Lego, но это пример упрощения, когда креативность не включается, ведь все делается по инструкции и в замкнутой системе. Так инженером не стать. Нужно использовать и другие, более открытые, конструкторы и платформы, требующие навыков программирования. В результате ученик создает механизм или инженерную конструкцию, которая управляется с помощью софта. И это уже прокачка серьезного как инженерного, так и «мягкого» навыка для будущего!

Онлайн-образование – новая реальность

В связи с пандемией Covid-19 многие страны перешли на массовое онлайн-образование. С одной стороны, сейчас это жизненная необходимость. С другой стороны, это становится трендом в образовании, который останется с нами надолго и к которому нам нужно эффективно приспособиться для получения знаний. Понимая это, мы давно уже начали искать эффективные цифровые инструменты, еще до вынужденного перехода на онлайн-обучение.

Перед пандемией мы подписали соглашение с британской компанией Century (они включены в список ЮНЕСКО в качестве одного из инструментов, рекомендованных для школ в период пандемии) на использование их обучающих модулей по английскому языку, математике и естественным наукам. Каждому ученику для самостоятельного изучения дается материал, по завершении он должен ответить на вопросы или решить задачу. Особенность в том, что программа анализирует разные аспекты поведения студента, время, затраченное на изучение темы, и решение, корректность ответов. По результатам, основываясь на индивидуальном темпе прохождения материала, ученику предлагается следующий модуль. Процесс обучения фактически выстраивает и анализирует искусственный интеллект. Будущее начинается прямо сейчас, нужно просто уметь его правильно выбрать.

На что ориентироваться: какие профессии будущего изменят реальность?

Аналитики PwC прогнозируют, что к 2030 году роботы займут почти 40% рабочих мест.

Это означает, что они освободят человека от рутинной работы, а не займут рабочие места людей. Наоборот, это улучшит качество труда. К тому же благодаря внедрению роботов и автоматизации процессов предприятия получат средства на финансирование инноваций, и для сегодняшних школьников откроется целое новое поле деятельности. Благодаря роботизации, вы сможете все больше работать в удаленном формате –  там, где будет удобно, без привязки к офису или месту. Остается лишь выбрать сферу, которая способна пробудить интерес и постоянно повышать свою квалификацию.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании