Какой должна быть профориентация в школе?

Взрослые люди сами ответственны за свою жизнь и принятие взвешенных решений, а вот подростки пока к этому не готовы. Именно поэтому школьникам и их родителям важно уделять особое внимание профориентации, уверена Надежда Ворожеина, международный профориентолог, основатель проекта по профориентации школьников, студентов и взрослых Ypro(Youngsters).

В последние годы в обществе все более укореняется мнение, что человек должен не просто ходить работу, а заниматься любимым делом. Несколькими годами ранее это волновало в основном людей возраста 30-40 лет, которые начали переосмысливать свою жизнь и искать свое предназначение, а на сегодня этим смыслом стала задаваться большая часть подрастающего поколения, начиная с 12-13 лет.

Что на это повлияло, думаю, все уже знают, не будем на этом останавливаться. Будем думать, как помочь нашим школьникам и кто должен им помочь в этом?

 Взрослые люди сами несут ответственность за свою жизнь, а вот дети пока к этому не готовы. Естественная среда их становления в жизни и ее познания – это родительский мир и школа. И если первый «мир» более или менее готов к помощи, потому что осознанных родителей становится все больше и больше, то вот второй находится только в начале своего становления. Поэтому так важно уделять внимание профориентации.

Для того чтобы профориентация была полезной для учеников, школа должна обращать внимание на 6 важных моментов:

Начинать с раннего возраста (6-7 классы)

В настоящее время школа вспоминает о необходимости самоопределения ребенка только к девятому классу, когда ему уже нужно решить о профиле поступления в десятый класс. Это очень поздно, т.к. короткие сроки, за которые нужно успеть принять верное решение, провоцируют возникновение эмоционального напряжения.

Если ребенок с осознанного возраста будет получать знания, которые ему помогут получить представление о том, в каком направлении ему двигаться, какие навыки и таланты развивать, что его вдохновляет, то ни ему, ни его родителям не придется тратить свои силы и деньги на ненужные многочисленные кружки и репетиторов. Осознанный возраст, по мнению профориентологов, наступает в 12-13 лет.

Помочь школьнику не только самоопределиться, но и выйти подготовленным во взрослый мир

Знание, кем ты хочешь быть и что нести в этот мир полезного, самое прекрасное. Но знание своих прав и обязанностей в правовом поле, особенно в процессах трудоустройства тоже весьма необходимо: где может подрабатывать подросток, по сколько часов, как не попасть к мошенникам, где отстаивать свои права, как снять квартиру, как оформить банковскую карту. А о необходимости финансовой грамотности можно написать еще целую статью.

Обеспечить регулярные реальные профпробы

Современное поколение не готово воспринимать информацию просто на веру. Школьникам нужно все попробовать, проверить и пощупать на практике. Они все пропускают через свои чувства и ощущения. Поэтому школам в этом направлении нужно обеспечить возможность реальных профпроб огромного количества профессий, либо обеспечить общение ребят с представителями профессий.

Работать в паре с психологом

К сожалению, быстро меняющийся мир повлек за собой и проблемы с неустойчивостью и неготовностью нашей психики. А психика подростков, особенно в пубертатный период, этому подвержена больше всего. Есть множество проблем у ребят с самооценкой, социализацией, публичностью, выражением своего мнения. Это все может мешать правильному восприятию себя и скрыть истинные желания ребенка. Поэтому иногда за фразой «я ничего не хочу, мне ничего не интересно» может скрываться психологическая проблема, с которой важно поработать психологу.

Менять шаблонные подходы к донесению информации

Восприятие информации с каждым годом меняется. Этому способствуют соцсети и безграничное интернет пространство, которые навязывают быструю обработку информации, а также массовый переход на дистанционные формы обучения. И с этим уже нужно жить и уметь извлекать из этого плюсы. Детям нужно быстрое и легкое восприятие информации, длинные и скучные лекции им уже не подходят, им нужны альтернативные каналы восприятия информации, которые обеспечат им стопроцентную вовлеченность. Поэтому сейчас массово внедряют использование игровых элементов и механик в любом неигровом контексте (бизнесе, быту, образовании) – геймификацию процессов.

Выбирать квалифицированного профориентолога

При выборе профессионала, которому можно доверить работу со школьниками, важно обращать внимание на его собственный жизненный опыт и практику. Потому что только человек, который прошел испытания по поиску себя в этом мире, смену деятельности, сможет правильно донести ребенку, что мир подвижен и переменчив, что не нужно бояться иди в новое и в постоянное развитие. Только такой человек сможет правильно донести все плюсы современного VUCA-мира. Огромным бонусом будет, если этот человек сам предприниматель. Он должен уверенно ориентироваться в трендах, которыми увлечены подростки (сериалы, книги, блоггеры, особенно с Youtube, современные хобби, паблики, музыка и т.д.).

И самое главное, что он должен не только уметь давать адекватную интерпретацию диагностическим тестам, он должен ориентироваться в мире профессий и развитию их перспектив. Так как определить таланты, навыки, способности и направление профессионального пути школьника – это еще не все. Полную картину ему обеспечит видение его пути в ретроспективе 10-15 лет, то есть ему обязательно нужна карьерная карта.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании