Каким должен быть идеальный руководитель?

Профессионализм и компетентность руководителя – критично важные условия для формирования успешной управленческой деятельности как процесса. Важно понимать, что управление – именно процесс, а не разовая акция. В противном случае восходящий график роста компании не светит. О профессионально важных качествах личности руководителя нам рассказала Ирина Фомкина, эксперт SF Education.

Для начала нужно задать вопрос: кто такой руководитель?

Руководитель – это организатор деятельности подчиненной группы, обладающий высоким эмоциональным, социальным и профессиональным интеллектом. Лицо, осуществляющее общее руководство группой работников. Условный центр координирования действий. Напрямую он может быть и не задействован в решении экономических, производственных или социальных вопросов –современный менеджер должен организовать деятельность людей, которые будут включены в процесс фактического решения. Иными словами, он выступает в роли организатора деятельности, а также на нем лежит ответственность за эффективность труда всех подчиненных ему сотрудников. Потому крайне важно, чтобы его профессиональные качества всегда находились на соответствующе высоком уровне.

Возможность овладевания набором профессионально значимых компетенций во многом определяется индивидуально-личностными и социально-психологическими особенностями человека. Именно совокупность индивидуальных характеристик во многом определяет уровень успешной работы на конкретной управленческой должности.

Длительное время (почти сто лет) ученые пытались научно обосновать и систематизировать принципиально значимые для руководителя личностные качества. В ранних работах даже были выделены и содержательно расписаны разные качества личности: «способности», «профессионально важные качества», «компетентность», «потенциал», но впоследствии строгая концепция систематизации уступила более жизнеспособной концепции индивидуального стиля управленческой деятельности. Иными словами, хотя примерный список необходимых личностных черт и был сохранен, ученые стали разделять личности людей друг от друга и перестали пытаться сформировать универсального руководителя.

«Вектор развития личности профессионала задается характером профессиональной деятельности», - пишет Терещенко Н.Г. Проще говоря, универсального специалиста, подходящего под все виды деятельности, просто не существует. Конкретная должность и спектр обязанностей формируют руководителя, и наоборот. Это взаимозависимая система.

Однако можно выделить общий список внутренних характерологических черт, которые могут помочь сегодняшнему подчиненному стать завтрашним успешным руководителем.

Организационные качества

Распределение задач и делегирование полномочий, подбор кадров, планирование задач – все эти умения можно объединить в единый организационный блок. По сути, это один из ключевых параметров личности руководителя.

Контактность

Первый пункт невозможен без второго. Будущий (или текущий) руководитель обязан уметь слушать и понимать людей, в противном случае у него просто нет шансов грамотно организовать их деятельность.

Важно при этом помнить, что контакт – двухстороннее явление. Поэтому руководитель должен быть не только эмпатичен, но и красноречив и склонен к рефлексии. Умение правильно и красиво говорить само по себе сильно упростит взаимодействие с подчиненными, а способность вовремя отследить личные внутренние процессы позволит контролировать эмоциональные порывы, что в итоге приведет к более продуктивному диалогу между сотрудниками.

Адаптационная мобильность

Руководитель – это не человек со злобным лицом, требующий идеальной работы. Он коллега, наставник, соратник, друг и помощник. Именно поэтому управленцу важно умение быстро менять социальные роли в зависимости от конкретного момента времени и этапа действия.

Ответственность и надежность

Хороший руководитель всегда занимает лидерскую позицию. Поэтому понимает, что в любой ситуации отвечать за все – ему. Он должен быть стрессоустойчив настолько, чтобы брать на себя ответственность как за успехи, так и за провалы.

Самостоятельность

Мало быть просто ответственным – важно еще и уметь принимать решения. Руководитель для того и нужен, чтобы быстро включаться в рабочий процесс самому и координировать в нем других.

Отсюда вытекает важный подпункт: важна способность подходить к задаче творчески, с неожиданной стороны, умение видеть возможность там, где другие даже посмотреть не догадались.

Адекватная самооценка

В любом бизнесе риск неизбежен, но задача руководителя – всегда стараться его минимизировать. Творческие порывы и самонадеянные решения красиво звучат только в теории, на практике же они часто либо просто не работают, либо приносят убытки. Поэтому важно не только подходить к решению задачи с неожиданной стороны, но и правильно оценивать свои возможности и возможности команды подчиненных.

Выводы:

  • Адекватная самооценка позволяет грамотно распределять свои собственные ресурсы, а ранее упомянутая эмпатия позволяет проделывать эту же манипуляцию с другими людьми. Таким образом достигается разумный баланс между дерзкими решениями и стабильными показателями.
  • Все это – важные личностные характеристики, которые помогут овладеть управленческой деятельностью. Однако мы помним, что не только работа делает управленца, но и наоборот. Это значит, что нужно обладать не только  личностной предрасположенностью к управлению, но и иметь множество узкоспециальных знаний, перечень которых будет регулироваться выбранной отраслью.
  • Рынку свойственны риски, поэтому профессиональные требования, которые предъявляют руководителю, весьма высоки. Он должен обладать общими знаниями в области управления предприятием в конкретной сфере, понимать способы работы технологий в выбранной отрасли, иметь практический опыт в области анализа экономической ситуации на заявленных рынках, уметь анализировать и прогнозировать деятельность конкурентов. Таким образом, мы подходим к самому важному умению руководителя: обучаемости.  
  • Стагнация не приносит успеха. Ежедневно, даже ежеминутно руководитель должен обучаться. Этот тезис не значит, что менеджеру всегда нужно сидеть на курсах и зубрить теорию – он должен обучаться прямо в процессе работы. Рынок меняется постоянно, требования потребителя тоже далеко не всегда стабильны, поэтому крайне важно осваивать новые технологии управления, изучать нововведения технической сферы  и создавать путь продвижения компании раньше, чем это сделают конкуренты.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании