Современная медиасреда требует особых навыков. Специалисты говорят о «медиаграмотности» с комплексом компетенций, ФГОСы включили часть из них в перечень обязательных для школьников.
Как подросткам освоиться в постоянном окружении информации из компьютеров и гаджетов, чтоб это окружение не превратилось во «вражеское»?
Навык информационной безопасности
В интернете можно столкнуться с теми же рисками, что и в жизни: мошенничество, угроза сексуального насилия, вовлечение в преступную деятельность, призывы к суициду. В офлайне эти опасности можно как-то локализовать и дистанцироваться, в том числе при поддержке взрослых. А в онлайн-среде втягивание в опасный круг происходит постепенно и незаметно.
Задачи взрослых:
- во-первых, четко донести до детей реальность угроз из виртуального мира;
- во-вторых, научить подростков распознавать методы манипуляций в сети: завуалированная информация, обман, обещания, гарантия безнаказанности;
- в-третьих, привить способы противостояния «ловцам детских душ».
Навык эмоциональной защиты и дистанцирования
Любую поступающуюинформацию человек склонен рассматривать с точки зрения соответствия своим жизненным приоритетам. Это касается и важных новостей и событий из школьной жизни.
Например, одноклассница, позируя, выкладывает в сторис социальных сетей фотографии с подаренным породистым щенком. Любитель аквариумных рыбок или коллекционер моделей ретро автомобилей пропустит эту новость мимо. А владелец щенка «дворовой породы» может потерять покой и сон. Да, он любит своего Шарика, но ему тоже хочется похвалиться, чтоб все завидовали!
Подростки в силу возрастной психоэмоциональной нестабильности склонны преувеличивать свои недостатки и чужие достоинства. Можно надеяться, что это пройдет с возрастом. Но эффективнее сформировать установку, что социальные сети, информация и фотографии в них часто бывают просто красивой ширмой, а иногда откровенной ложью. Развить навык эмоциональной самозащиты детям должны родители или школьные психологи.
Навык критической оценки источника информации
Заинтересованные подростки не станут в поисках новостей обращаться к телепрограммам. По их мнению, «в телевизоре все неинтересно и неправда». Для молодежи главный источник аналитики – каналы в Telegram или видео в YouTube.
Подростки зачитываются шокирующими новостями, просматривают ролики «с мест событий», отключая критическое мышление. А где гарантия, что всю информацию в социальных сетях и мессенджерах можно принимать на веру? К сожалению, декларативные заявления о правдивости не отменяют наличия недоговоренностей или откровенной лжи в контенте.
Умение сравнивать схожую информацию из разных источников, замечать нестыковки, отбраковывать одни каналы и оставлять другие, приобретается постепенно:
- во-первых, не надо разбрасывать свое внимание, все прочитать и просмотреть невозможно;
- во-вторых, лучше прислушиваться к мнению авторитетных взрослых, к тому, что читают и смотрят они;
- в-третьих, можно посоветоваться со школьным психологом и изучить исследования про манипуляции общественным мнением.
А с опытом и знаниями разовьется столь важный в современном мире навык критического отсева ненужного информационного шума и умения формировать свою точку зрения и позицию.
Читать по теме: Какие льготы есть у школьников?