Как помочь школьнику выбрать профессию?

Времена изменились: сейчас детям не нужно выбирать профессию на всю жизнь, им нужно лишь выбрать свою первую профессию. С какого возраста можно начинать профориентацию? Правильные ответы знает Лилия Горбачик, продакт-менеджер с многолетним опытом работы в ИТ, коуч, ментор Берлинского клуба The Mentoring Club и ментор в стартап-инкубаторе «Ингрия».

Ребенок приходит из школы и театрально закатывает глаза:

– Опять пытали, кем хочешь быть. Я не знаю точно, кем хочу быть, когда вырасту. Это нормально в моем возрасте?

Знакомая ситуация?

– Да, это нормально, сынок. Мне 40 и я тоже не знаю, кем хочу быть, когда вырасту.

Такой диалог мог бы состояться, если бы мы, родители, были бы предельно честны со своими детьми. Но обычно мы надеваем маску взрослого человека и делаем вид, что все знаем.

Само слово «профориентация» для меня звучит ужасно и напоминает те времена, когда в школе давали абстрактный опросник “Есть ли у тебя дома растения?” и на положительный ответ следовало решительное “Будешь ботаником”. Но не давали никакого представления, кто такой ботаник и что он делает изо дня в день. А еще в моей школе требовали, чтобы ты выбрал профессию раз и навсегда. Дети строили свои догадки о том, что делает ботаник, а потом сильно разочаровывались, потому что догадки не соответствовали действительности.

Сейчас мир изменился. Нашим детям уже не надо выбирать профессию на всю жизнь, так как эта профессия может умереть через пять лет, а на смену ей придет десять новых профессий, о которых мы пока не подозреваем. Еще один тренд современного мира – люди меняют профессию теперь по 5-7 раз в течение жизни.

Сейчас школьникам не нужно выбирать профессию на всю жизнь, им нужно выбрать свою первую профессию. С какого возраста можно начинать профориентацию? С 12-13 лет можно начинать исследовать мир. Именно так. Не выбирать профессию, а исследовать мир, чтобы понять, что вызывает интерес, а что нет.

И деньги на высшее обучение вы можете примерно в этот же момент начинать копить. И это, к сожалению, не шутка. Мир предлагает множество вариантов обучения, и заранее никогда не знаешь, какой вариант подойдет подростку. Это может быть высшее образование или отдельные курсы в России, Европе, Америке или другой точке мира. Что может быть хуже, чем сожаления о том, что ты не начал копить сколько-то лет назад и сейчас не можешь дать ребенку возможность пройти обучение?

Почему важно исследовать мир для выбора профессии? Представьте, что ребенок рожден для того, чтобы быть левел-дизайнером. Но как он может им стать, если не знает о существовании такой профессии? Правильно, никак. Поэтому важно исследовать мир, узнавать о разных увлечениях, профессиях и примерять на себя разные роли.

Ходите и узнавайте про новые виды спорта (например, серфинг на искусственной волне). Посетите выставку, на которую вы бы обычно не пошли. Обсуждайте увиденное. Что нравится, а что нет, что вызывает интерес. Чтобы процесс исследования мира был позитивным опытом, не расстраивайтесь, если новый опыт не нравится. Знание о том, что ребенку не нравится, также важно, как и знание о том, что ребенку нравится.

Например, если вы сходили на игру по волейболу, и ребенку совсем не понравилось – это не потерянный вечер, а ценные знания о том, что в волейболе ребенка что-то не привлекает. Но не спешите делать выводы. Может, дело не в самом волейболе, а в том, что ребенок не понял правил игры или не понравилась громкая музыка в перерыве? Разговаривайте со своим школьником, и вы обнаружите множество неочевидных выводов, которые он сделал. Обсудите не только саму игру, но и тех, кто участвует во всем процессе. Что делают игроки на игре и между играми? Какова роль тренера? Кто еще помогает команде функционировать: врачи, администраторы. Что такое федерация волейбола и зачем она нужна? Как работает бизнес команды – привлечение спонсоров, продажа сувенирной продукции, билетов на игры, привлечение зрителей, организация мероприятий? Это поможет ребенку узнавать о том, как все работает изнутри. Может получиться так, что вы пришли на волейбол, а после этого увлеченно обсуждаете, как происходит выбор сувениров, которые продает клуб и нужно ли выпускать мобильное приложение для фанатов. И ваш ребенок с упоением рассказывает, что Youtube-блогер выпустил классные сувениры, а волейбольный клуб отстает и еще не реализовал такую классную идею.

Поощряйте размышления на тему: “А как бы ты это сделал?”, “Как, ты думаешь, это устроено?” Если вы как родитель не знаете, какие процессы существуют внутри волейбольного клуба, не беда. Фантазируйте вместе со школьником, не ограничивайте себя взрослым здравым смыслом и боязнью ляпнуть ерунду. Потом вы всегда можете поискать ответы в интернете и узнать как это происходит на самом деле. Из таких дискуссий подросток вынесет умение генерировать идеи, нестандартно мыслить, смотреть на мир с разных точек зрения, не бояться ошибиться. То, что кажется ерундой, закладывает кирпичики в будущее ребенка.  

Отмечайте для себя разные аспекты. Какие виды спорта нравятся ребенку: индивидуальные или командные? Какие активности больше привлекают: соревнования на скорость или креативные активности без временных рамок. Нравится ли создавать что-то новое или разбираться с тем, как работает существующий механизм? Эта информация поможет вам предлагать школьнику все более и более интересные активности.

Сейчас многие кружки предлагают пробные уроки, это отличная возможность попробовать разные активности без разорения для родителей. Также обратите внимание на короткие марафоны, которые проводят онлайн-школы. Эти марафоны за несколько дней дают возможность понять, о чем курс и сделать что-то законченное, например, бот или простой игровой мир.

Если наступает период, когда школьник устает и отказывается пробовать что-то новое, не заставляйте. Спросите, например, какими играми он сейчас увлекается и постарайтесь выяснить, как происходит процесс создания игры.

Давайте на примере компьютерной игры рассмотрим, как вы можете узнавать о новых профессиях.

Чтобы сделать игру, нужна идея. ->  Кто создает идею игры? - > гуглим и находим гейм-дизайнера. Так же появляется множество ссылок со статьями про то, как устроена игровая индустрия и кто делают игры. В результате такого исследования получаем знания о профессиях:

•          гейм-дизайнер;

•          игровой продюсер;

•          художник;

•          левел-дизайнер;

•          программист;

•          тестировщик.

Допустим, ребенка заинтересовала какая-то профессия. Например, левел-дизайнер или дизайнер игровых уровней. Забиваете в строку в Интернете запрос “Что делает левел-дизайнер” и ”Как я стал левел-дизайнером” и узнаете, что делает этот специалист, какие квалификации нужны, где учился. Например, все нравится, но вы видите, что необходимо умение рисовать, и тут понимаете, что это не подходит, ибо рисовать он не умеет и не хочет. Исследуйте дальше. Может, есть какая-то смежная профессия, которая исключает рисование. Программист помогает воплотить идею в жизнь. Начинаете исследовать то, что делает программист в играх. Кажется, это интересно. Ищете курсы по программированию игр и понимаете, что их великое множество. Тут уже ничего не остается, как идти и попробовать руками. Например, моему сыну не особо понравилось писать игру на Python, но очень понравилось на Unity. Нет общего рецепта.

Вы можете возразить, что программист делает не только игры. На этом этапе ребенку проще понять работу программиста на примере игры, чем на примере корпоративной системы управления запасами. Если профессия программиста не подходит, но ИТ индустрия привлекает, то стоит рассмотреть следующие варианты:

•          прожект-менеджер;

•          продакт-менеджер;

•          системный бизнес-аналитик;

•          data scientist;

•          dev ops;

•          UX дизайнер.

Только самые сознательные дети могут методично изучать различные профессии и теоретически примерять на себя. Это означает, что, скорее всего, вы будете частью процесса. Вы тоже узнаете много интересного о профессиях, о которых даже не слышали. Поощряйте любопытство и любые способы монетизировать свежеполученные знания.

Если все пойдет хорошо, то в один прекрасный день вы услышите заветное «Мам, пап, я решил быть…» В идеале в 8-9 классе формируется достаточно короткий список того, что ребенок хотел бы делать в ближайшие годы. Но не спешите радоваться, ведь это решение может сто раз измениться. И это нормально. Начинайте вместе искать университеты, которые могут дать профильное образование. Чем больше список, тем лучше. Не отметайте варианты, которые вам кажутся нереальными. Зарубежные университеты предлагают гранты на обучение, иногда покрывают всю стоимость обучения.

Возьмите список профессий, поищите вакансии на отечественных и иностранных сайтах. Выделите квалификации, которые ожидают от молодого специалиста. Это может сильно изменить список профессий, с которого вы начинали.

В любом случае, будьте готовы, что список профессий и вузов будет существенно меняться на каждом шаге. Помните, профессию всегда можно поменять, а отношения с ребенком – это самое дорогое, что у нас, родителей, есть.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании