Как организовано обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе?

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) или инвалидность – это не препятствия для получения профессионального образования. Но все же процесс обучения в таком случае требует специальных условий.

Под контролем государства

Все нормы, связанные с условиями приема в учебное заведение, созданием доступной и комфортной среды и осуществлением социальных выплат, закреплены в федеральных законах: «Об образовании», «Об основах социального обслуживания населения РФ», «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в РФ».

Студенты с ОВЗ могут иметь нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания. Важная задача для ВУЗа – создание доступной среды для таких студентов.

Доступность в рамках образовательной среды включает:

1. Создание специальной инфраструктуры, т.е. пандусы для беспрепятственного доступа в здание, указатели, оборудованные лифты и санитарные помещения, запасные кресла-коляски, подъемники.

Например, 5 из 7 учебных корпусов Санкт-Петербургского государственного экономического университета оборудованы стационарными пандусами, в одном корпусе есть доступ без пандуса, еще в одном установлен переносной, или телескопический пандус. Такое разнообразие бывает вынужденным, ведь иногда учебные корпуса располагаются в зданиях, являющихся памятниками архитектуры.

2. Адаптация учебного процесса, а именно:

  • разработка методических указаний для преподавателей при подготовке к занятиям со студентами с ОВЗ;
  • тьюторское сопровождение или волонтерские студенческие инициативы;
  • возможность дистанционной или смешанной формы занятий.

обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья

Например, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна отправляет преподавателей и волонтеров на специальные курсы по оказанию грамотной помощи студентам с особыми потребностями здоровья.

3. Технические средства, облегчающие доступ к образовательным ресурсам:

  • оборудование в аудиториях, библиотеках, демонстрационных залах, учебных комнатах в общежитиях;
  • мобильная специальная аппаратура.

Например, в Новосибирском государственном университете есть аудитории, оборудованные видеоувеличителями, камерой VISIO с линзой, FM-беспроводной звукоусиливающей аппаратурой. А в спортивном зале есть имитатор ходьбы и даже динамический параподиум для студентов с двигательными нарушениями.

4. Условия для социально-психологической интеграции, в которую входит регулярный контроль состояния здоровья студентов с особыми потребностями, оказание помощи в прохождении практики и трудоустройстве, психологическое и методическое сопровождение.

Большинство вузов принимают активное участие в международном некоммерческом движении «Амбилимпикс» - конкурсе, где в своих профессиональных навыках соревнуются студенты-инвалиды.

В каких-то вузах есть отделы, контролирующие инклюзивное обучение, в других – специалисты по адаптации студентов-инвалидов. В Высшей школе экономики разработаны рекомендации для преподавателей, в которых рассказывается, как установить хорошие отношения со студентами с ОВЗ.

ВУЗы стараются создать условия, при которых обучение студентов с ОВЗ или инвалидностью будет не только доступным, но и комфортным, и успешным.

Читать по теме: Какую социальную помощь можно получить в ВУЗе?

Рекомендуем

Компании