Многонациональный коллектив: сложности обучения и решения

Обучение в многоконфессиональном и полиэтничном коллективе вполне типично для огромной России: многонациональные коллективы можно встретить и в детском саду, и в школе, и в вузе.

Ученые утверждают, что понимание отличий по национальному признаку начинает складываться примерно с 4-летнего возраста. Но это понимание еще не имеет эмоционального окраса. Стереотипы и оценочное отношение сформируются позже, под влиянием взрослых и окружающей среды.

От школы до университета

Одно дело, когда многонациональные общества живут рядом на протяжении многих десятилетий. Никого не удивить такими коллективами в Татарстане, Башкирии или российском Поволжье. Но совсем другое – когда в однородное этническое общество вливаются дети мигрантов В этих условиях в младшие классы, например, часто попадают школьники, плохо говорящие по-русски.

С одной стороны, это мешает нормальному освоению школьных предметов. С другой стороны – не позволяет наладить полноценную коммуникациюсо сверстниками.

Иногда иноязычные дети становятся объектом насмешек или даже травли со стороны одноклассников. Нездоровая обстановка может способствовать формированию у одних детей неоправданного превосходства, у других – чувства неполноценности. А в целом – стать питательной средой для конфликтов и агрессии, деформируя детские личности.

В подростковом возрасте, когда формируется особая чувствительность к «инаковости», саморефлексия и самопознание, могут возникать проблемы другого характера. Подростки стараются найти свою компанию и часто группируются по этническому признаку. Происходит противопоставление ценности одной культуры ценности и значимости другой, отличной от родной.

В вузе молодые люди уже осознаннее подходят к вопросу сосуществования в многонациональной среде. Здесь большее значение играют личностные качества человека, уровень его общей культуры и воспитания, а не язык, на котором он говорит, или религия, которую он исповедует.

многонациональный коллектив

Как и чем помочь?

Во-первых, для школьников необходимы программы адаптации и часы дополнительного изучения языка, на котором ведется основное обучение. Адаптационные программы должны разрабатываться школьными психологами и социальными педагогами. А реализовать их обязаны не только учителя, но и родители, ведь многие стереотипы и предубеждения дети приносят из дома.

Во-вторых, необходимо донести до школьников, что люди других национальностей в современном мобильном обществе будут им встречаться постоянно. Более того, каждый сам может оказаться в среде, где будет выделяться языком и культурой, прослыв чужаком. Поэтому ситуацию многонациональности надо не только воспринимать как должное, но и ценить, стараясь впитать все лучшее, что есть в других культурах и у других народов.

В-третьих, верный способ побороть страх перед «инаковостью» – лучше узнать ее. Знакомство с другими национальностями, культурами, их ценностью и спецификой – лучшее лекарство от нетерпимости.

Как бы банально это ни звучало, но жизнь показывает, что нет плохих или хороших наций или культур, а есть только плохие или хорошие люди. Вне зависимости от национальности, вероисповедания или места рождения.

Читать по теме: Школьный буллинг: почему возникает и как остановить?

Рекомендуем

Компании