Как бороться с кризисом мотивации у школьников?

Школьникам в силу возраста свойственно стремление к познанию мира, им интересно всё, что происходит вокруг и хочется узнать про это как можно больше. И задача школы – помочь в этом. Но что если вдруг школьник теряет интерес к учебе? О проблемах потери мотивации к учебе и практических способах решения поведала Дарья Кузнецова, психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок».

что такое кризис мотивации у школьников

Потеря мотивации у школьника – это тревожный звоночек, сигнализирующий о сложностях: недопонимании, конфликтах с одноклассниками или учителем, страхе перед ошибками, отсутствии веры в себя, недостатке поддержки со стороны родителей или трудностях с усвоением учебного материала. Подобные источники стресса способны убить любую, даже самую сильную мотивацию.

Как вернуть мотивацию?

Часто родители пытаются решить проблему потери мотивации путем перевода ребенка в другую школу или на семейное образование, но важно помнить, что такого рода проблема может носить психологический характер, и решать ее надо в комплексе. 

В первую очередь, родителям стоит понимать, что они – главная поддержка и опора ученика, – и без их помощи ребенку с кризисом не справиться. Метод «кнута и пряника» в такой ситуации работать тоже не будет. Тем более что любое наказание только усиливает страх получить плохую оценку или не справиться с заданием, а вместе с этим усугубляет сложившуюся ситуацию. 

А вот «пряник» в виде поощрений, поддержки способствует стремлению к самоутверждению и развитию. Поддержка родителя – это залог успеха и решимости ребенка. Школьник должен понимать, что он не один и его всегда подхватят и поддержат близкие значимые взрослые. 

Возвращение мотивации – непростой процесс, требующий от взрослых внимания и терпения. Помочь своему ребенку можно, осуществив несколько простых шагов:

  1. Найти причину проблемы. Постарайтесь спокойно обсудить с ребенком сложившуюся ситуацию, узнать, что его беспокоит. Не давите на него. Зачастую именно страх способствует потери мотивации. И если с ним не справиться, он останется непреодолимой преградой между ребенком и его целью. Часто взрослые и не подозревают, что бездействие ребенка – это только желание предотвратить наказание за ошибку, которую может породить действие. 
  2. Говорить с ребенком о его чувствах. Ребенок должен понимать, что дома его всегда поддержат и выслушают. Честное, прямое общение с ребенком не должны носить единичный характер. В таких откровенных разговорах родители могут совершить неожиданные открытия. Поэтому доверие – ключ к решению многих проблем.
  3. Регулярно говорить слова поддержки. В подростковом возрасте дети становятся более закрытыми, реже хотят делиться с родителями подробностями своей жизни. Отчасти это связано с важным этапом взросления, когда ребенок хочет проявить самостоятельность и проверить границы своих возможностей. С другой стороны, ребенок еще в раннем возрасте усваивает, что он должен быть причиной радости и гордости для своих родителей, а любые неудачи их расстраивают. Поэтому важно не ругать ребенка за неудачи и не давить на него.
  4. Спокойно относиться к неудачам и плохим оценкам. Школьник заражается и заряжается маминым настроением. И если у неё горе от оценки «3», то и школьник страдает. А если мама относится легко, без паники и тревоги, психика ученика тоже крепнет и учится переживать неудачи легко.
  5. Помогать снова поверить в себя. Это непросто, но с помощью родителей вполне осуществимо. Нужно объяснять ребенку, что он может справиться с поставленными перед ним задачами. Найдите что-то, что ему интересно, что хорошо получается, и приведите в пример. Помогите ребенку понять, почему у него одни задачи получаются лучше, чем другие. Так он найдет способ разрешения и остальных трудностей. 

кризис мотивации у школьников и как бороться

Как поддерживать мотивацию

Мотивация нуждается в постоянной поддержке и стимуляции. Помимо постоянной поддержки родителей, ключевую роль в достижении любой цели играет желание ребенка. Все мы знаем, что без интереса не будет мотивации и стремлений к новым свершениям. Существует несколько простых хитростей, позволяющих заинтересовать ребенка. 

В первую очередь, как бы неожиданно это ни звучало, контроль должен быть минимальным. Речь идет не о безразличии и вседозволенности. Но родителям стоит меньше контролировать то, чем занимается школьник, и перестать на него давить. Вспомните себя в детстве. Даже если вам очень хотелось, к примеру, почитать, после того, как вам советовали заняться этим взрослые, всё желание испарялось. Особенно это правило применимо к подросткам, у которых обострено чувство протеста. А вот свобода выбора занятий, заданий и отсутствие давления извне усиливает чувство ответственности за результат. «Это мой выбор и я должен за него отвечать». 

Всегда прислушивайтесь к желаниям школьника. Не заставляйте его играть на фортепиано, если он мечтает освоить гитару. Откуда взяться мотивации, если это дело его не увлекает? Результат любого занятия должен быть значимым и важным в первую очередь для самого ребенка.

Очень важный момент в развитии мотивации и дальнейшего комфорта и психологического здоровья ребенка – здоровое отношение к оценкам. Стремление получать отличные оценки – это хорошо, но оно не должно быть важнее, чем здоровье и счастье ребенка. Не стоит перегибать и слишком сильно ругать за неудачи или не очень высокие оценки. Поощряйте в первую очередь за приложенные усилия, а не за врожденные способности. Иногда даже ради удовлетворительной оценки приходится стараться изо всех сил, и поддержка и похвала родителя даст мотивацию, которая в конечном итоге приведет к гораздо лучшим результатам. 

Ну и, конечно, никто не отменял индивидуальный подход и интересные занятия. Каждый человек – личность, индивидуальность. Иногда формат урока или способ подачи материала может просто не подходит школьнику. Если слушать преподавателя неинтересно, нет живого обсуждения, возможности поделиться своим мнением или задать вопрос, то и весь предмет не будет ребенку интересен. Нередко дети верят, что, например, история – самый скучный предмет на планете, – но талантливый учитель, который выводит предмет за рамки сухой теории, пробуждает сильнейшую мотивацию и живой интерес к предмету.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании